Психологическая готовность ребёнка к школе
Сегодня большинство родителей понимает, как важно подготовить ребенка к 1 классу, чтобы он уверено и комфортно начал свой школьный путь к знаниям. Но с точки зрения психологов надо не столько научить писать и читать, а подготовить руку к письму (мелкая моторика), развить внимание и память. Поэтому стоит поговорить о психологической готовности ребенка к школе или всестороннем комплексном развитии ребенка, куда входит физическое, личностное, социальное и интеллектуальное развитие.
Поэтому мы предлагаем вашему вниманию цикл статей-тестов, которые помогут определить, насколько ребенок готов к школе. Важно, чтобы все тестовые задания проводились в игровой форме и были увлекательными. Каждая из этих игр-методик может иметь продолжение. Например, ребёнок может исправлять ошибки Буратино, помогать Коту Леопольду или стать Шерлоком Холмсом.Внимание! Если вас не устраивают полученные результаты, попробуйте сами сделать задание, но, например, левой рукой и показать своему малышу, что и у вас не всё получается. Чаще подбадривайте, хвалите: Вы все-таки пока не в Кембридж экзамены пока сдаете, а дети очень чувствительны к мнению родителей.
Итак, приступим.
Психологическая готовность к школе подразумевает в первую очередь:
1. Мотивационно-личностную готовность, которая включает в себя:
— умение общаться со сверстниками, педагогами;
— умение различать хорошие и плохие поступки;
— быть уважительным и доброжелательным;
— наличие у ребёнка желания учиться;
— представление о себе как о будущем школьнике;
— принятие нового статуса-школьника и связанных с ним обязанностей.
Давайте проведем с ребенком несколько игр-заданий
1 Тест — задание. Устное изложение.
Предложите малышку проанализировать ситуацию, которая изображена на картинке. Пусть ребёнок составит по картинкам рассказ и расскажет о поступках героев.
Беседа и игра.Задание представляет собой беседу и ответы на вопросы по определению «внутренней позиции школьника», которую разработала к.п.н, Н.И. Гуткина.Поиграйте в школу, дайте ребенку возможность самому выбрать роль. Если дети в игре выбирают роль ученика, а не учителя и играют «в уроки» (письмо, чтение, решение примеров), то можно говорить о том, что сформировалась позиция школьника. В случае несформированности дети предпочитают играть роль учителя, а не ученика, вместо уроков – перемены, приход и уход из школы.Кроме наблюдения за ребёнком, Вы можете провести беседу, которая состоит из 12 вопросов:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?
9. Тебе нравятся школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?
11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
Анализ результатов:
Интерпретируя результаты беседы, следует обратить внимание:
Ключевыми являются вопросы: 2 — 8,10 -12.
Вопросы №1 и № 9 не являются информативными, так как на них практически все дети отвечают утвердительно. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 несогласием еще на год остаться в детском саду.
Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос № 7. Он хочет научиться читать, писать? Или ему надоело в детсаду? Или он хочет быть большим?
Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса у ребёнка, а также уровня его развития. О последнем , дает некоторое представление ответ на вопрос № 6 о любимых книгах.
Ответ на вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.
Если ребёнок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе № 10 и наоборот.
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника», В неясных случаях ставится знак (±).
В любой из этих тестов можно играть многократно, с другими заданиями. И с каждым разом малышу будет проще настроиться на школу.
Похожие записи
Воспитание и обучение ребенка: нестандартные подходы
Советы по воспитанию ребенка до шести лет
Ребенок агрессивен. Выход — организовать разум
Какие шаги нужно делать по жизни, чтобы стать известной личностью
Детская тревожность — чувство небезопасности. Советы родителям
В путешествие с ребёнком: советы на заметку
Что нужно учесть родителям при выборе вида спорта для ребёнка
Тесты и упражнения для дошкольников и первоклассников
К чему приводит принуждение ребёнка жить на «пять»
Воспитание мальчиков в крестьянских семьях на Руси