Психологическая готовность ребёнка к школе

Сегодня большинство родителей понимает, как важно подготовить ребенка к 1 классу, чтобы он уверено и комфортно начал свой школьный путь к знаниям. Но с точки зрения психологов надо не столько научить писать и читать, а подготовить руку к письму (мелкая моторика), развить внимание и память. Поэтому стоит поговорить о психологической готовности ребенка к школе или всестороннем комплексном развитии ребенка, куда входит физическое, личностное, социальное и интеллектуальное развитие.

Психологическая готовность ребенка к школе: Выдающийся психолог Л. А. Венгер говорил:   [i][b]«Быть готовым к школе –  не значит уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться»[/b][/i]  В этом контексте умение ребенка читать и писать – не единственное и даже не самое важное перед 1 классом. Если ребенок не считает до 100 перед приходом в 1 класс, то его научат – лишь бы был хороший учитель и не отбил желание учиться. А вот если у ребенка не развита память или проблемы с речью, то хорошо и легко учиться ребенок не сможет.  Поэтому мы предлагаем вашему вниманию цикл статей-тестов, которые помогут определить, насколько ребенок готов к школе. Важно, чтобы все тестовые задания проводились в игровой форме и были увлекательными. Каждая из этих игр-методик может иметь продолжение. Например, ребёнок может исправлять ошибки Буратино, помогать Коту Леопольду или стать Шерлоком Холмсом.   [b]Внимание! [/b] [/b]Если вас не устраивают полученные результаты, попробуйте сами сделать задание, но, например, левой рукой и показать своему малышу, что и у вас не всё получается. Чаще подбадривайте, хвалите:  Вы  все-таки пока не в Кембридж экзамены пока сдаете, а дети очень чувствительны к мнению родителей.   Итак, приступим.  [b]Психологическая готовность к школе подразумевает[/b] в первую очередь:   1. Мотивационно-личностную  готовность, которая включает в себя:   - умение общаться со сверстниками, педагогами; - умение различать хорошие и плохие поступки; - быть уважительным и доброжелательным; - наличие у ребёнка желания учиться; - представление о себе как о будущем школьнике; - принятие нового статуса-школьника и связанных с ним обязанностей. Давайте проведем с ребенком несколько игр-заданий  [b]1 тест - задание. Устное изложение. [/b]  Предложите малышку проанализировать ситуацию, которая изображена на картинке. Пусть ребёнок составит по картинкам рассказ и расскажет о поступках героев.

Выдающийся психолог Л. А. Венгер говорил:«Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе –значит быть готовым всему этому научиться»В этом контексте умение ребенка читать и писать – не единственное и даже не самое важное перед 1 классом. Если ребенок не считает до 100 перед приходом в 1 класс, то его научат – лишь бы был хороший учитель и не отбил желание учиться. А вот если у ребенка не развита память или проблемы с речью, то хорошо и легко учиться ребенок не сможет.
Поэтому мы предлагаем вашему вниманию цикл статей-тестов, которые помогут определить, насколько ребенок готов к школе. Важно, чтобы все тестовые задания проводились в игровой форме и были увлекательными. Каждая из этих игр-методик может иметь продолжение. Например, ребёнок может исправлять ошибки Буратино, помогать Коту Леопольду или стать Шерлоком Холмсом.Внимание! Если вас не устраивают полученные результаты, попробуйте сами сделать задание, но, например, левой рукой и показать своему малышу, что и у вас не всё получается. Чаще подбадривайте, хвалите: Вы все-таки пока не в Кембридж экзамены пока сдаете, а дети очень чувствительны к мнению родителей.

Итак, приступим.

Психологическая готовность к школе подразумевает в первую очередь:

1. Мотивационно-личностную готовность, которая включает в себя:

— умение общаться со сверстниками, педагогами;
— умение различать хорошие и плохие поступки;
— быть уважительным и доброжелательным;
— наличие у ребёнка желания учиться;
— представление о себе как о будущем школьнике;
— принятие нового статуса-школьника и связанных с ним обязанностей.

Давайте проведем с ребенком несколько игр-заданий

1 Тест — задание. Устное изложение.

Предложите малышку проанализировать ситуацию, которая изображена на картинке. Пусть ребёнок составит по картинкам рассказ и расскажет о поступках героев.

Психологическая готовность ребенка к школе: [b]2. Тест на коммуникацию. [/b]  Приготовьте листочек с нарисованными варежками и коробку с цветными карандашами. И договаривайтесь с малышом, то каждый из вас раскрашиваете варежки так, чтобы они были одинаковыми – вы левую, он правую – и придумайте сюжет или орнамент.  Это  простое казалось бы задание учит ребёнка договариваться, принимать инструкции взрослого, а также находить своё решение – это необходимые качества для жизни в коллективе.

2. Тест на коммуникацию.Приготовьте листочек с нарисованными варежками и коробку с цветными карандашами. И договаривайтесь с малышом, то каждый из вас раскрашиваете варежки так, чтобы они были одинаковыми – вы левую, он правую – и придумайте сюжет или орнамент.Это простое казалось бы задание учит ребёнка договариваться, принимать инструкции взрослого, а также находить своё решение – это необходимые качества для жизни в коллективе.

Психологическая готовность ребенка к школе: [b]3 задание.  Беседа и игра. [/b]  Задание представляет собой беседу и ответы на вопросы по определению «[b]внутренней позиции школьника[/b]», которую разработала к.п.н, [b]Н.И. Гуткина[/b].  Поиграйте в школу, дайте ребенку возможность самому выбрать роль. Если дети в игре выбирают роль ученика, а не учителя и играют «в уроки» (письмо, чтение, решение примеров), то можно говорить о том, что сформировалась позиция школьника. В случае несформированности дети предпочитают играть роль учителя, а не ученика, вместо уроков – перемены, приход и уход из школы.  Кроме наблюдения  за ребёнком, Вы можете провести беседу, которая состоит из 12 вопросов.   1. Ты хочешь идти в школу?  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?  3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?  5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?  6. Какие у тебя любимые книжки?  7. Почему ты хочешь идти в школу?  8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?  9. Тебе нравятся школьные принадлежности?  10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?  11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?  12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?  [b]Анализ результатов:  Интерпретируя результаты беседы, следует обратить внимание: [/b]  Ключевыми являются вопросы: 2 - 8,10 -12.   Вопросы №1 и № 9 не являются информативными, так как на них практически все дети отвечают утвердительно. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 несогласием еще на год остаться в детском саду.   Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос № 7. Он хочет научиться читать, писать? Или ему надоело в детсаду? Или он хочет быть большим?  Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса у ребёнка, а также уровня его развития. О последнем ,  дает некоторое представление ответ на вопрос № 6 о любимых книгах.   Ответ на вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.   Если ребёнок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе № 10 и наоборот.   Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника", В неясных случаях ставится знак (±). В любой из этих тестов можно играть многократно, с другими заданиями. И с каждым разом малышу будет проще настроиться на школу.  В следующей статье мы продолжил тему психологической подготовки ребенка к школе.

3 Задание.
Беседа и игра.Задание представляет собой беседу и ответы на вопросы по определению «внутренней позиции школьника», которую разработала к.п.н, Н.И. Гуткина.Поиграйте в школу, дайте ребенку возможность самому выбрать роль. Если дети в игре выбирают роль ученика, а не учителя и играют «в уроки» (письмо, чтение, решение примеров), то можно говорить о том, что сформировалась позиция школьника. В случае несформированности дети предпочитают играть роль учителя, а не ученика, вместо уроков – перемены, приход и уход из школы.Кроме наблюдения за ребёнком, Вы можете провести беседу, которая состоит из 12 вопросов:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

 

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты беседы, следует обратить внимание:

Ключевыми являются вопросы: 2 — 8,10 -12.

Вопросы №1 и № 9 не являются информативными, так как на них практически все дети отвечают утвердительно. Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 несогласием еще на год остаться в детском саду.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос № 7. Он хочет научиться читать, писать? Или ему надоело в детсаду? Или он хочет быть большим?

Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса у ребёнка, а также уровня его развития. О последнем , дает некоторое представление ответ на вопрос № 6 о любимых книгах.

Ответ на вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если ребёнок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе № 10 и наоборот.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника», В неясных случаях ставится знак (±).

В любой из этих тестов можно играть многократно, с другими заданиями. И с каждым разом малышу будет проще настроиться на школу.

источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Фобии: Ужас с изюминкой
ГОРОСКОП зодиакальный на 2013 год (Козерог,Водолей.Рыбы)
Радость и счастье одиночества
Не оправдывайтесь! Это опустошает
Конфликты - Всё о них и Как их разрешить
Странные фобии, которые свойственны многим из нас
Счастье: где и в чём никогда не стоит его искать
Презентеизм: Работай, пока дышишь или работа на износ
Как же сделать так, чтобы люди Вас полюбили? Научно обоснованные советы
Хамы - ха! Мы?
Синдром самозванца: откуда он возникает и как с ним бороться
Еда и характер: загляните в свой холодильник
Нет сил терпеть повседневную рутину? - смените обстановку
Как разбогатеть без усилий
Шесть типов офисных вампиров
Эмоциональная связь между людьми: привязанность и её виды
Смех и другие способы победить стресс
Почему не везёт в жизни?
Как защититься от сплетен
Психологическая травма: упражнения, которые вернут в жизнь гармонию
Яндекс.Метрика