Как воспитывают детей японцы: Возьмём всё лучшее

с71

Японцы и китайцы известны миру своей удивительной целеустремленностью и успешностью, так что многие родители неспроста и всерьез задумываются, не начать ли воспитывать своих детей по азиатским принципам. Аналитический психолог Жанна Сергеева о том, что нам и вправду стоит взять на вооружение.

Начнем наше путешествие с Японии. В первую очередь родителю, который заинтересовался японским стилем воспитания, приходит в голову классическое: «До пяти лет ребенок – король, с пяти до пятнадцати – раб, после – равный». Но было бы очень неправильно понять эту фразу буквально. На самом деле, все и так, и не так.

Раннее детство. В японском языке существует слово «амаэ», «желанная зависимость»: именно так развиваются отношения между мамой и малышом. Мать разговаривает с ребенком, как со взрослым, рассказывает ему о том, что происходит вокруг и почти не расстается с ним – желание отдать малыша в ясли общество не очень одобряет.

Еще, маленькому японцу мало что запрещается – можно и шуметь, и валяться в лужах, и все вокруг будут только умиляться. Если ребенок попытается сломать стул, мама мягко скажет: «Стульчик будет плакать». Японские дети рано начинают говорить и редко плачут – у них нет повода, потому что родители никогда не повышают на них голос, не говоря уже о телесных наказаниях.

Что можно перенять. Умение спокойно и подробно отвечать на бесчисленные вопросы ребенка, способность разрешать безвредные шалости, и готовность прибраться или заплатить, если малыш что-то испортил – вместо крика.

Учеба. Главной целью японского воспитания является сотрудничество. В детских учреждениях все регулярно поют хором, а в школе детей никогда не оставляют на второй год и не разделяют на одаренных и отстающих. Учителя собирают их в группы, в каждой из которых оказываются дети с разными способностями и лидерскими качествами: таким образом все в этой группе чему-то учатся друг у друга путем наблюдения.

Этот вид обучения характерен для Японии – маленьких детей мамы учат что-то делать на своем примере: женщина, например, собирает конструктор, а ребенок смотрит и повторяет. Для сравнения – американские мамы предпочитают объяснить каждый этап, но не показывать.

Что можно перенять. Дети хорошо учатся с помощью подражания – поэтому им можно привить умение учиться, наблюдая за родителями или друзьями. Еще хорошо не приклеивать ярлыки «отличник» или «отстающий»: ровное отношение к учебе ребенка полезнее нервного.

Общение со взрослыми. Кроме чувства коллектива, в школе прививается и чувство иерархии. У каждого первоклассника есть куратор-старшеклассник, которого надо слушаться в силу его старшинства – так же надо слушаться и старших братьев и сестер.

Как и стремление к коллективизму, соблюдение иерархии возникло в давние времена, когда члены японской общины работали на рисовых полях, и нужно было трудиться вместе и под чьим-то руководством. Кстати, именно тогда, наверное, и возникла поговорка о пятилетнем «рабе» – такие дети могли работать вместе со взрослыми, потому что в этом возрасте ребенок становится более уверенным, ловким, охотно общается со взрослыми и не менее охотно им помогает.

Что можно перенять. Уважение к старшим «по умолчанию» для современной России не очень характерно – о нем надо будет говорить, когда ребенок подрастет. А вот в пятилетнем возрасте ему желательно позволять помогать маме – мыть пол, посуду, что-то стирать. И не ругать, если он сделал это плохо.

Красота. Японцы с большим уважением и трепетом относятся к природе и культуре – даже в самых небогатых семьях всегда есть какая-нибудь картина на стене и горшок с цветком. Природными красотами наслаждаются – в Японии существуют такие понятия, как «любование цветами», «любование луной», «любование снегом». Традиция понимать, чувствовать красоту передается из поколения в поколение, и детей приучают к этому с раннего возраста.

Что можно перенять. Умение обращать внимание малыша на то, как расцветают цветы, как играет солнце на сугробах, на красивую картину или музыку – таким образом ребенок становится внимательным к миру, учится чувствовать и любить жизнь: а люди, любящие жизнь, добиваются большего.

 

источник

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Закон бумеранга
Уловки: Понуждение к действию
Почему не везёт в жизни?
30 отличий богатых от бедных
10 стандартных фраз,которые указывают на скрытую агрессию
Эмоциональный шантаж
В наших пороках оказывается есть плюсы
ГОРОСКОП по-восточному на 2013 год (Кролик,Дракон,Змея)
Смех и другие способы победить стресс
Гормоны стресса - враги или друзья нашего организма?
Патологический лжец-кто он?
Ваш характер формирует Ваши болезни
Наиболее распространенные симптомы проявления депрессии
Как стать счастливым: Советы о том, как получать удовольствие от жизни
Когда появляется желание побездельничать, всегда ли нужно бороться с ленью?
Модель счастья, где люди делятся на 4 типа - узнай себя!
Наши эмоции настолько сложны, что могут озадачить
Трудоголик – это диагноз
Понуждения к действию: Методы внушения
Разоблачение мифов о человеческом интеллекте

Похожие записи

Детская тревожность – чувство небезопасности. Советы родителям

Наказание ребёнка: рекомендации психолога родителям

Территория детства или личная жизнь ребёнка

Властная мама или материнская любовь в “ежовых рукавицах”

Что нужно учесть родителям при выборе вида спорта для ребёнка

К чему приводит принуждение ребёнка жить на “пять”

Воспитание мальчиков в крестьянских семьях на Руси

Как воспитывали своих детей российские императоры

Как писать письмо Деду Морозу: советы родителям

В каких случаях приглашать к ребенку репетитора и вообще нужен ли он?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

*

Яндекс.Метрика