Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях
«Ищу ж (м) с ч.ю.» – читаем мы в экономных на чувства брачных объявлениях и видим, что ч.ю. ценится людьми обоих полов на уровне пресловутой ж/п., не менее приятной внешности, наличия стройной фигуры и отсутствия в.п. Всё чаще не только девушки считают самым эротичным органом мужчины его мозг (читай – интеллект и чувство юмора), но и господа оценивают дам не только по размеру груди, длине ресниц и цвету волос.
Чувство юмора – приятный и полезный дар, помогающий человеку преодолевать трудности, находить в жизни дополнительные радости.
Откуда оно берётся? Почему одни фонтанируют весёлыми идеями, каламбурами и забавными цитатами, в то время как иные и не каждый анекдот с третьего раза поймут?
К этой интеллектуальной деятельности, как и к любой другой, у некоторых людей существует особая предрасположенность, своего рода «талант». Им намного легче, чем другим сверстникам «схватывать» смешные нюансы, подмечать курьёзные мелочи и оперировать для создания собственных шуток.
Но, как и многому другому, этому возможно научиться. И чем раньше человек начнет развивать в себе эту способность, тем больших результатов он добьётся в конце концов.
Развиваем чувство юмора на собственном примере
Чувство юмора присуще детям и наполняет гораздо чаще, чем их усталых, серьёзных и «поживших» родителей. Здоровый ребёнок смеётся в десятки раз чаще, чем взрослый, способен находить интересное и забавное в повседневном. Он по своей натуре уже креативен и весел, что очень важно для развития чувства юмора.
Современные детские психологи сходятся во мнении, что ребёнку для возникновения чувства юмора необходимо и достаточно, чтобы он относился к окружающему миру с доверием, чувствовал любовь родных и близких, испытывал чувство защищённости, и вследствие всего описанного был бы счастлив чистым и незатейливым детским счастьем. А потому имел бы весёлый нрав и желание шутить.
Однако, я лично имею веские основания полагать, что особый сорт чувства юмора, некий «чёрный сарказм» вполне может вырабатываться у некоторых детей и в отрыве от идеальных условий, как реакция защиты на «подколки» со стороны родителей.
Мы подошли к важному аспекту любого воспитания – личному примеру. Для того, чтобы ребёнок быстро и успешно научился говорить, с ним необходимо постоянно общаться, обращаясь к нему, мотивируя на ответ уже с самых первых дней жизни, и даже ранее, со времени его внутриутробного существования.
Шутите со своими детьми, не забывайте про веселье и смех. А если уже успели разучиться – то воспитание ребёнка – замечательный повод наверстать собственные упущения.
Мы все, разумеется, помним, что шутка должна быть прежде всего уместной и понятной «целевой аудитории», которая у нас состоит из малышей, детей и подростков. Для каждого из возрастов характерно своё особое понимание «смешного».
То, над чем будет до икоты хохотать четырёхлетний малыш, вызовет лишь лёгкую улыбку у младшего школьника, и недоумение у отрока постарше. Родителям следует знать о некоторых усреднённых, разумеется, «смешных» темах, присущих разным возрастам, чтобы не пытаться развеселить детсадовца рафинированной историей образца тонкого английского юмора, а студента – стишками типа «гром гремит, земля трясётся, поп на курице несётся» или «козой-дерезой».
Юмор по возрасту
1. Младенец. Возникновение самого «комплекса оживления» можно считать самым ранним проявлением способности к коммуникации. В столь юном возрасте малыш больше «зеркалит» настроение родителей. Если они настроены оптимистично, веселы, часто смеются, шутят друг с другом, улыбаются ребёнку, то он невольно будет перенимать весь позитивный настрой, формируя этим у себя зачатки будущего «весёлого нрава». Чуть позже, когда ребёнку исполнится около года, его развеселят заведомо неправильные применения знакомых предметов.
Например, если папа, находясь в здравом уме, на потеху толпы наденет себе на голову ночной горшок или же коронует себя памперсом. В этом возрасте дети также очень чувствительны к физическим контактам, они находят забавными всевозможные щекотания, игривые покусывания, пощипывания. От души будет смеяться малыш, которому мама делает «тпррррру» губами по голенькому животику. И он же попытается в ответ пошутить, выкручивая любимой мамочке ушки, или, хохоча, дергая её за отросшую чёлку.
2. Дети «ясельного» возраста (до 3 лет) всё так же не чураются физического юмора, но он становится более «продвинутым». Их может развеселить папа, который полагает, что он «спрятался», накрыв голову подушкой, та же «коза-дереза» и «бармалей». Им начинают становиться понятыми и смешными «неправильные» картинки – летающие автомобили и коровы, передвигающиеся на руках вместо ног люди и т.д. В таком возрасте обычно начинают нравиться и веселить стихи Чуковского. Дети пытаются шутить со взрослыми и мило хохочут сами над своими шутками. «мамочка это – нос!», кричит, заливаясь смехом, сын, показывая родительнице на ухо. «Нет, это не Маша, это – бабушка, вот – Маша!» – веселится дочка, называя себя бабулей, а ее собою.
3. Дошкольники, детсадовцы – самый забавный и весёлый народ. Резко развивающееся воображение, интенсивное познание мира, первые опыты с вербальными шутками. Как раз в это время родители только и успевают запоминать и записывать «перлы» своих детей. Одной из «фишек» этого возраста является «туалетная тема» и вообще всякие человеческие физиологические отправления. Не стоит пугаться, это вовсе не говорит о том, что ребёнок испорчен или ненормален. Вряд ли нужно поощрять смех над «козявками» и «какашками», но стоит лояльно отнестись к этому этапу развития вашего ребёнка.
4. Младшие школьники активно упражняются в оттачивании вербального юмора. В этой среде популярны анекдоты, ещё пока «детские» про всякие «гробы на колёсиках» с лёгким остаточным «какашечным» флёром.
5. Чувство юмора подростков максимально приближено к взрослому. В этом возрасте уже вполне можно понять кто из ребят преуспел в этом деле, а кто не совсем. В группах (школьных классах) всегда присутствует несколько весельчаков, способных рассмешить, повеселить и даже высмеять кого угодно. Как правило, такие люди принадлежат к неформальным (или даже теневым) лидерам коллектива. Подростковое чувство юмора часто несёт на себе оттенок жёсткости и даже жестокости. Накладываются сложности переходного возраста.
Так всё-таки, что же можно сделать родителям, чтобы облегчить ребёнку воспитание этого полезного для жизни качества? Во-первых, напомню, личный пример. С самого юного возраста старайтесь шутить с ребёнком, обращать его внимание на забавные, смешные вещи вокруг. Разбирать курьёзные ситуации, «объяснять» анекдоты и весёлые истории, если ребёнок не сразу понял их «соль». Поощряйте желание ребёнка шутить самостоятельно, хвалите его за удавшуюся шутку.
Читайте вместе весёлые детские книжки, наполненные юмором, рассказывайте забавные истории из своего детства, и просто из повседневной жизни.
Очень важное условие – это вовремя поставить необходимые рамки и ограничения. Ребёнок должен уяснить, что существуют вещи, над которыми смеяться запрещено всегда и везде: над физическими недостатками, стариками, немощными и беспомощными, над болью, смертью и т.д. Школьники, да и старшие детсадовцы уже могут понять смысл «кощунства» и уяснить для себя с помощью взрослого, что недопустимо высмеивать и очернять понятия Родины, подвига (например, погибших на войне солдат), Матери…
Кроме этого, существуют ещё и рамки приличия. Например, «туалетный» детсадовский юмор хоть и кажется смешным всей группе, но не желательно им злоупотреблять.
Просто позвольте юмору и смеху во всех своих проявлениях проникнуть в ваш быт на постоянных условиях, и тогда достаточно быстро, ненавязчиво и незаметно, ваш ребёнок научится тонко чувствовать и подмечать всё забавное вокруг себя, и даже отпускать самостоятельно премилые шуточки.
Похожие записи
Учим ребёнка ставить перед собой цель: простой способ
Советы по воспитанию ребенка до шести лет
Ребенок агрессивен. Выход — организовать разум
Детская тревожность — чувство небезопасности. Советы родителям
Наказание ребёнка: рекомендации психолога родителям
Территория детства или личная жизнь ребёнка
Властная мама или материнская любовь в «ежовых рукавицах»
Что нужно учесть родителям при выборе вида спорта для ребёнка
К чему приводит принуждение ребёнка жить на «пять»
Воспитание мальчиков в крестьянских семьях на Руси