Кризис подросткового возраста: родителям на заметку
Дети 12-13 лет доставляют родителям много переживаний: был послушный, адекватный ребенок, а теперь его не узнать. Что же с ним произошло?
В этом возрасте у детей начинается перестройка организма, нарушается внутреннее равновесие в связи с изменением гормонального фона. Все это сказывается на характере ребенка и пугает родителей. Этот период и называется переходным возрастом или подростковым кризисом. Вчерашний ребенок начинает поиск своего места и ответа на вопросы «кто я?» и «для чего я в этом мире?». Полученные ответы могут повлиять на всю дальнейшую его судьбу.
Что необходимо знать родителям о кризисе подросткового возраста, чтобы с пониманием отнестись к проблеме и, по необходимости, вовремя прийти на помощь:
1. Раздражительность, агрессивность, болезненное восприятие критики
К 12-13 годам у детей может проявляться всплеск раздражения на любой пустяк: не ту рубашку мама дала, не так посмотрела, не оценила наряд дочери и т.д. Вызывает всплеск негативных эмоций и любая критика. Совет здесь может быть один: родители должны запастись терпением, не раздражаться в ответ, постараться спокойно вместе разрешить проблему.
2. Замкнутость, депрессия
Родители начинают замечать, что ребенок все чаще уединяется. Ему хочется побыть одному. Это тоже признак начинающегося взросления. Нельзя, чтобы ребенок свои проблемы вынашивал в одиночестве. Попытайтесь поговорить с ним «на равных», по-взрослому. Будьте тактичны при этом, и очень деликатны. Доверие, если оно между вами было ранее установлено, можно быстро потерять, стоить только хоть раз нарушить основной его принцип: то, что доверено вам, не должно быть предметом обсуждения с другими. Тайна, если ее вам доверили, должна оставаться тайной для вас двоих и ни для кого больше.
3. Избегает совместного с родителями времяпровождения
Да, к этому нужно тоже быть готовым. В подростковом возрасте авторитет родителей может резко снижаться, у детей появляются кумиры среди сверстников, развивается интерес к противоположному полу, подростковая любовь. Ребенка больше начинают привлекать мероприятия, где нет взрослых. Это могут быть посиделки с друзьями и подругами, дискотеки. Запретить такое времяпровождение невозможно, выход может быть только в полной занятости ребенка. Спортивные секции, художественные и музыкальные школы, изучение языков. Это дисциплинирует ребенка, не оставляет возможности для бездеятельного времяпровождения и формирует окружение, способное влиять на него положительно.
4. Снижение успеваемости, потеря интереса к процессу обучения
Для начала нужно разобраться, почему успеваемость вдруг начала ухудшаться. Причины могут быть разные: пропуски уроков, снижение работоспособности, депрессия, лень, связанные с переходным возрастом. Может быть, ребенок решил для себя, что география, например, ему не нужна, потому что географом он не собирается стать, а вот физика его интересует, она в входит в планы его дальнейшего развития. На примерах знакомых, на собственном примере покажите, насколько важно получить полноценное образование. Нужно не бояться признаться ребенку, что и у вас в подростковом возрасте были похожие настроения и проблемы, одолевали те же мысли. Ребенок должен понять, что родители тоже не были идеальными и допускали в своей жизни ошибки, но сумели с ними справиться.
5. Проблемы с поведением
Ершистость, грубость, вызов – это защитная «оболочка» ребенка от посягательств на формирование его собственного «Я». Взрослым при воспитании подростка нужно быть очень терпеливыми, мудрыми, чаще ставить себя на его место, вспомнить, наконец, свой переходный возраст. Не рубить с плеча, не пытаться ужесточать требования – результат может быть абсолютно негативный. Побольше общайтесь с подростком, как с равным, уважайте его мнение, будьте союзником, а не противником.
Но каким бы тяжелым ни был подростковый возраст, помните, что явление это временное. И если родители в этот период не будут пытаться бороться с «недостатками» ребенка, а будут поддерживать, опираться на то положительное, конструктивное, что у него есть, то переходный возраст пройдет более спокойно.
Почему дети становятся жестокими?
Детская жестокость – одна из самых больших проблем в современном мире. На эту тему написано множество трудов, проводятся исследования, она беспокоит и родителей, и учителей, и психологов.
Некоторые ученые считают, что жестокость в людях запрограммирована генетически. Другими словами, если у человека есть этот ген, то уже ничто не удержит его от проявления жестокости. Существует и другая гипотеза – у ребенка, рожденного путем кесарева сечения, в дальнейшем могут сформироваться черты характера, вызывающие немотивированную агрессию. Верить ученым или нет, конечно, дело лично каждого.
Изучая и анализируя поведение детей, психологи сформулировали 4 основных фактора, провоцирующие проявление жестокости.
1. Физиологический фактор
Любой человек по сути своей склонен к жестокости, но маленький ребенок, совершая агрессивные действия, поступает инстинктивно, неосознанно. Согласно исследованиям, признаки неосознанной жестокости появляются у детей очень рано, в 2-3 года. Эмоции в таком раннем возрасте захлестывают сознание, а малыш еще не умеет ими управлять. Поэтому он может ударить такого же малыша или разломать в гневе игрушку, не понимая, что поступает плохо.
2. Фактор воспитания
Дети ищут выход из накопившихся отрицательных эмоций, пытаются вымещать свою злость на тех, кто слабее, наблюдая такое поведение у взрослых. Часто у некоторых родителей воспитательный процесс ограничивается шлепками и криками. В итоге, ребенок, в отсутствии мамы, папы или других взрослых поступает точно так же по отношению к тем, кто младше. Это шаг к будущей агрессивности.
3. Фактор среды, окружения
Большое влияние на формирование характера ребенка оказывают телевидение, интернет, компьютерные игры, которые часто демонстрируют жестокость и агрессию. При этом роль родителей в воспитательном процессе снижена либо из-за недостатка времени, либо из-за отсутствия желания разбираться в данной проблеме. Появляется очень много детей, которые предоставлены сами себе.
Наблюдается рост детской жестокости и в школе. Класс – это общество в миниатюре, и развивается по аналогичной схеме: всегда находится кто-то, кого можно унизить, обидеть. Но если для детей младшего школьного возраста такое поведение еще не представляет очень серьезной угрозы при правильном воспитании, то с детьми постарше возникает гораздо больше проблем. Вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело» – к сожалению, в психологии подрастающих детей с тех пор мало что изменилось.
4. Опасности переходного возраста
В переходном возрасте у детей резко снижается авторитет семьи, родителей, учителей. Меняется и уровень общения между собой, процветает хамство, которое стало считаться нормой в подростковой среде, начинается половое созревание, что тоже оказывает существенную роль в становлении характера ребенка.
Еще один регулятор поведения подростков – формирование собственного «Я». И если есть расхождения между притязаниями и реальностью, дети подросткового возраста реагируют на это очень болезненно. Тогда даже грубое слово учителя, скандал с родителями, несостоявшаяся первая любовь, критика могут привести к срывам, к неосознанной агрессии.
Детскую жестокость также могут провоцировать проблемы в семье (постоянные ссоры или развод родителей), эгоизм, стремление любым путем получить желаемое, искажение понятия «свобода», которое воспринимается как вседозволенность.
Что делать родителям? В первую очередь – быть мудрыми: старайтесь сглаживать негативные эмоции ребенка, попытайтесь найти причину проблемы и пути решения.
источник http://clubs.ya.ru/4611686018427470182/
Похожие записи
Учим ребёнка ставить перед собой цель: простой способ
Советы по воспитанию ребенка до шести лет
Ребенок агрессивен. Выход — организовать разум
Детская тревожность — чувство небезопасности. Советы родителям
Наказание ребёнка: рекомендации психолога родителям
Территория детства или личная жизнь ребёнка
Властная мама или материнская любовь в «ежовых рукавицах»
Что нужно учесть родителям при выборе вида спорта для ребёнка
К чему приводит принуждение ребёнка жить на «пять»
Воспитание мальчиков в крестьянских семьях на Руси