Четыре источника манипулирования
В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами.
1 Нами управляют наши ПОТРЕБНОСТИ.
2 Каждый из нас обладает какими-то СЛАБОСТЯМИ.
3 Каждый характеризуется некими ПРИСТРАСТИЯМИ.
4 Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать РИТУАЛЫ.
Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами.
Классификация потребностей
Общепризнана следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу.
• Физиологические потребности (пища, вода, жилье, отдых, здоровье, желание избежать боли, секс и т.д.).
• Потребность в безопасности, уверенности в будущем.
• Потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, единомышленникам и т. п.).
• Потребность в уважении, признании.
• Потребность в самореализации.
Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здоровья человека (а значит, и здоровья физического) положительных эмоций.
Удовлетворение каждой из вышеуказанных потребностей приносит положительные эмоции. Однако существуют вещи, обстоятельства, также доставляющие нам подобные эмоции, но не относящиеся ни к одному из пяти видов потребностей. Например, хорошая погода, красивый пейзаж, забавная сценка, интересная книга или беседа, любимые занятия и т. п. Поэтому считаем возможным дополнить классификацию А. Маслоу еще одним, шестым видом:• потребность в положительных эмоциях.
• ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Следующий рекламный текст известен, по-видимому, всем, кто смотрит телевидение:
Еда — это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во время еды нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса. Жевательная резинка «Дирол» с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера!
Создатели этой рекламы апеллируют к физиологическому удовольствию от процесса еды и демонстрируют желание удовлетворить потребности слушателей в здоровых зубах, защитить от зубной боли.
• ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ
Эта потребность человека является основой одного из самых прибыльных видов бизнеса — страхового дела. Страховые агенты-профессионалы прежде запугают клиента, чтобы потом застраховать его от всех возможных напастей.
Страх — это сторожевой пес, подающий голос при приближении опасности.
Значительно более остроумно, нежели страховые агенты, использовал страх незабвенный Ходжа Насреддин. Некто заподозрил соседей в краже своего кошелька. Никто из них не признавал за собой вины. Ходжа дал каждому из них по палке одинаковой длины и сказал: «Завтра с этими палками вы все придете ко мне, и я установлю, кто из вас виновен: у того, кто украл деньги, палка за ночь удлинится на четверть».
Наступила ночь. А вор не спал и думал, объятый страхом: «До завтра моя палка увеличится на четверть, и я буду изобличен».
Он успокоился, только укоротив свою палку как раз на столько, на сколько она должна была вырасти.
• ПОТРЕБНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ОБЩНОСТИ
Отстаивая свое мнение, мы принимаем на себя ответственность за его правильность. Поддаваясь
общему мнению, мы снимаем с себя ответственность.
Каждому понятны истории из школьного детства, подобные этой.
Сорван урок, весь класс с него сбежал. Идет разбор происшествия.
Завуч: «Иванов, почему ты ушел с урока?!»
Иванов: «Все пошли, и я пошел».
• ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ, ПРИЗНАНИИ
Самым незатейливым образом эту потребность используют льстецы. «Дедушка» Крылов очень точно охарактеризовал силу этого приема:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Да только все не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
В большинстве случаев объект лести понимает, что ему льстят, но сам факт восхваления ему приятен, поскольку свидетельствует о зависимости от него, о высоком социальном положении, о желании снискать его расположение. Удовлетворение потребности в уважении и признании творит чудеса.
• ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ
В соответствии с классификацией А. Маслоу эта потребность наиболее высокого уровня. Ее удовлетворение также используется для скрытого управления человеком.
Самореализация проявляется в достижениях. Отражением этих достижений служат всевозможные документы: наградные листы, аттестаты профессора и доцента, дипломы доктора, кандидата наук, выпускника вуза, техникума, свидетельство об окончании средней школы, похвальные грамоты и т.п.
Степень важности этих атрибутов успеха различна, как и различны по степени весомости сами успехи. Но мы храним все, что свидетельствует о каких-то наших (пусть и очень давнишних и не бог весть каких) достижениях: пожелтевшие от времени грамоты, значки о спортивных разрядах, вымпелы победителей соревнований, трофеи спортивной удали.
Соответственно любим получать всевозможные подтверждения наших успехов. Опытные руководители используют это обстоятельство для управления людьми.
• ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ
Их сила огромна, потому что хороший комплимент повышает настроение «объекта». А говорящий комплименты становится желанным, приятным собеседником, поскольку удовлетворяет потребность «объекта» в положительных эмоциях.
Женщины, как существа более эмоциональные, не скрывают своей потребности в комплиментах.
Более того, невозможно ухаживание без комплиментов.
Однако опыт, подтвержденный мнением психологов, показывает, что мужчины еще более «клюют» на комплименты. В силу своей неискушенности они гораздо менее требовательны к качеству комплимента, могут поддаться и на банальную лесть.
Похожие записи
Законы, в основе которых наблюдения за личной эффективностью. Читай и делай выводы
Неожиданные награды нас радуют больше, чем предсказуемые
10 правил жизни по Джордану Питерсону
Говорите с любовью! — Слова способны изменить сознание!
Люди, общение с которыми — себе дороже! Узнай, кто они
Сначала пол и возраст, потом всё остальное! — То, что считывает наш мозг, встречая другого человека
Тревожные люди чувствуют опасность мозгом, не тревожные — по лицу
Модель счастья, где люди делятся на 4 типа — узнай себя!
Главные «гормоны — труженики», которые руководят нашими эмоциями
Исследования показали основные ошибки, почему многим неведомо состояние счастья